Деревня Коростынь: Путевой дворец, Ильменский глинт, Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Официальная история Коростыни начинается в 1471 году, когда, после проигранной новгородцами Шелонской битвы, в Коростыни, после окончания Московско-новгородской войны 1471 года был заключён Коростынский мир между Иваном III и Новгородом Великим, после чего Новгородская республика окончательно утратила свою независимость.
В дальнейшем история деревни прослеживается по сообщениям писцовых книг XV—XVII веков.
В записях от 1498 года указаны имена новгородских бояр, которые владели землями и деревнями в Коростынском погосте. Впоследствии земли новгородских феодалов были конфискованы в пользу московского князя.
Здание Путевого дворца открыто для посещения с 2019 года
Двухэтажное здание, в котором располагается МКЦ, было построено в начале XIX века, в период организации штаба военного поселения в деревне Коростынь и служившего местом для пребывания императора Александра I, приезжавшего в штаб полка.
После революции 1917 году было ликвидировано Министерство императорского двора и Путевой Дворец попал в ведение местных властей.
В 1920—1930-е годы в здании находилась школа.
В годы Великой Отечественной Войны в деревне Коростынь находился штаб немецко-фашистских войск.
30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР объект был принят под охрану как памятник истории и архитектуры республиканского значения. Памятник был передан на баланс Новгородскому государственному музею-заповеднику.
В дальнейшем объект не использовался и находился на консервации.
В 1983 году Путевой Дворец был передан Новгородскому педагогическому институту в качестве общежития, но в связи с неудовлетворительным содержанием, договор был расторгнут.
В связи с продолжающимся ухудшением состояния памятника, в середине в 1986—1988 годов планировалась его реставрация. Был подготовлен генеральный план и прочая необходимая документация, но по причинам финансового характера реставрацию провести не удалось.
Проект реставрации Путевого дворца в деревне Коростынь Шимского района Новгородской области был задуман в 2012 году.
Путевой дворец является памятником архитектуры и истории федерального значения.
Этот памятник XIX века представляет собой полукаменное здание в строгом классическом стиле. Проект Путевого дворца утверждён графом Аракчеевым в сентябре 1824 года; окончание строительства можно определить исходя из того, что в январе 1828 года был утверждён проект чугунной решётки для лоджии. Построен Путевой дворец по проекту архитектора В. П. Стасова. Двухэтажное здание с каменным первым и деревянным вторым этажом, главным украшением которого является лоджия с каннелированными деревянными колоннами дорического ордера, увенчанными деревянными капителями — хороший образец классического стиля.[3]
Сохранились проектные и обмерные чертежи дворца, выполненные в XIX веке.
Музейно-культурный центр 2020
В музее расположены две экспозиции:
«от Девонского периода до наших дней» — экспозиция расположена на первом этаже здания Путевого дворца — памятника архитектуры XIX в. В экспозиции показана история деревни Коростынь, постройки Успенской церкви и Путевого дворца.
В выставочном пространстве Музейно-культурного центра можно познакомиться с глиняной игрушкой из коллекции Государственного музея художественной культуры новгородской земли.
Выставки
В Музейно-культурном центре ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» работает цифровая выставка по итогам пленэра «#ВСЕВКОРОСТЫНЬ»
На территории Музейно-культурного центра ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» работает выставка по итогам арт — десанта «#ABSTRACTPLENER».
C 16 декабря 2020 года по 31 января 2021 года в Музейно-культурном центре ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» была представлена персональная выставка «Край души моей» члена молодёжной секции Новгородского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Юлианы Сепп.
С 6 августа 2021 года по 29 мая 2022 года в залах Музейно-культурного центра ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» представлена персональная выставка «Тканая мозаика» Заслуженного художника России Надежды Викторовны Дзюба.
С 27 августа 2021 года по 29 мая 2022 года в залах Музейно-культурного центра ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» представлена выставка «Елена Чепель и ученики».
Описание
На этом участке берег озера представляет собой высокий обнажённый обрыв-уступ, обращённый срезом на север, северо-восток. Протяжённость глинта 8 км, наибольшая высота — до 15 метров — на участке между деревней Коростынь и деревней Пустошь. Распространяясь далее на восток, уступ понижается и, в итоге, сходит на нет. Через глинт, в районе деревни Устрека, прорезается река Псижа и ручей Саватейка. Оба впадают в озеро Ильмень.
Ильменский глинт является самым протяжённым обнажением морского девона на Русской равнине и представляет собой уникальный геологический музей.
Прибойная волна в сочетании с погодными условиями постепенно обнажают спластованные породы: на западе — это глины, восточнее — над ними появляются пески и далее — разнородные известняки. Разломы в стенке известняков образованы ледником четвертичного периода, который, надвигаясь с севера, переместил в эту местность довольно крупные (до 2 м) валуны кристаллических пород.
Юго-западный берег обнажает пласты, нижняя часть которых состоит из так называемых ильменских слоёв, толщина которых в отдельных местах достигает 10—15 метров. Их составляют голубовато-зеленая с красным тонкослоистая глина и белый песок с остатками древней флоры и фауны. В песках встречаются обломки костей древнейших рыб, остатки раковин брахиопод и скорлупки харовых водорослей. Все они представляют собой прибрежные отложения позднедевонского моря. В глинах довольно широко представлена глубинная морская фауна.
В обнажениях у реки Псижа хорошо выражены тонкослоистые красные и плотные кристаллические желтовато-бурые известняки. Они составляют верхнюю часть Ильменского глинта и называются бурегскими слоями по имени близлежащей деревни Буреги.
В бурегских слоях также можно найти множество остатков богатой фауны древних беспозвоночных — брахиопод, двустворок, брюхоногих моллюсков.
История исследования
Все перечисленные особенности данного геологического формирования, а также выходы на поверхность соляных и минеральных источников привлекали в своё время внимание таких учёных как академик И. Г. Леман (1719—1767) — химик и геолог, первым обратившийся к исследованию Ильменского глинта. В 1779 году академик Эрик Лаксман анализировал известные данные и пришёл к выводу, что в доисторические времена данная местность могла быль частью озера или морского залива. В XIX веке академик В. М. Северин подробно описал юго-западный берег озера Ильмень. Путешествия академика Н. Я. Озерецковского в 1805 году вошли в научно-краеведческий труд «Путешествие академика Н. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя». В 1840-х годах исследование Ильменского глинта занимался также горный офицер, подполковник (в будущем — академик) Г. П. Гельмерсен. Он определил формации Ильменского глинта как девонские отложения. В 1849 году шотландец Родерик Импи Мурчинсон, член Санкт-Петербургской Академии наук составил описание и определитель большинства окаменелостей, которые встречаются в ильменских известняках.
Охрана геологического памятника
В 1962 году выездная сессия Академии Наук СССР приняла решение считать Ильменский глинт природным памятником, подлежащим охране государства.
Согласно этому статусу, любые работы, которые могут разрушить или изменить сформировавшийся ландшафт в описанном районе, запрещены. Тем не менее, в канале реки Псижа во второй половине XX века была организована карьерная добыча известняка, который затем использовался на строительство сельских дорог. Это нанесло геологическому памятнику непоправимый урон. Кроме ценности самого геологического формирования в пределах памятника обнаружен целый ряд редких и охраняемых видов растений. В частности — орхидных, а также выход на поверхность пресных и минеральных источников.
На территории Ильменского глинта запрещены так же все сельскохозяйственные, землеустроительные и строительные работы. Кроме государственного надзора, памятник находится под пристальным вниманием новгородских экологов. С 2001 года он относится к Особо охраняемым природным территориям (ООПТ)[1][2].
Доступность геологического памятника позволяет приобщать к изучению детей, студентов, использовать его как туристический объект.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Коростыни — православный храм в деревне Коростынь Шимского района Новгородской области, на южном побережье озера Ильмень. Объект культурного наследия регионального значения.
Предыстория
До возникновения церкви Успения, согласно новгородской писцовой книге 1499 года, на погосте располагалась церковь «Великий Никола». После присоединения Новгородской республики к Московскому царству Коростынь стала дворцовой вотчиной, какой оставалась вплоть до революции. Писцовая книга 1629 г. гласит, что на погосте стояла деревянная шатровая церковь Николая Чудотворца, сохранившаяся после шведской оккупации 1611-1617 гг.
История и архитектура
Храм был возведен по заказу императрицы Екатерины I, сделанному в 1721 г., когда был заключен Ништадтский мирный договор и отмечалось 250-летие Коростынского мира 1471 г. Императрицей в Коростынь был послан итальянский архитектор Гаэтано Киавери[2], работавший в Санкт-Петербурге. Согласно клировой ведомости за 1882 г., храм был достроен в 1736 г.
План храма был создан архитектором в 1722 г. В настоящий момент он хранится в собрании графики галереи Альбертина в Вене[4]. Первая публикация планов осуществлена биографом архитектора Э. Хемпелем, а в России опубликована В.Я. Шилковым[5]. Вокруг него ведутся споры. План церкви именуется «Церковь в форме треугольника, посвященная святейшей Троице и построенная в Каростинофе по Указу Императрицы Московии Екатерины Алексеевны в 1722 году мной, Гаэтано Кьяуэрри, архитекторе на службе Царя и Царицы в С. Петербурге»[6]. В.Я. Шилков в своей публикации, сопоставив план и внешний вид церкви, делает вывод, что он действительно относится к ней в части сходства гофрированной стены главного фасада, трактовок передней и алтаря. В остальной части, полагает автор, Киавери пришлось изменить задумку, подстроившись под вкус эпохи
Интерьер церкви
Исследовательница Костанца Караффа, считая проект неосуществленным, называет принятые на планах формы и решения наследием римского архитектора Франческо Борромини и академии Сан Лука, находит сходства с церковью Сент-Иво, проектом ризницы собора Святого Петра архитектора Антонио Валери. План церкви в Коростыни – это размышления автора о традиционной храмовой архитектуре с иерархическим расположением пространств и объемов при переходе от обычной квадратной схемы к треугольной, предпринятой им.
А.Е. Ухналев называет план Киавери мистификацией. Архитектор покинул Россию в 1728 году и не оставил ни одной самостоятельной постройки, потому, чтобы продемонстрировать свою состоятельность перед академией Сан Лука, он создал портфолио мнимых проектов, осуществленных в России.
Как пишет Ухналев, вид церкви выдает европейский след, то есть строительство было заказано европейским архитекторам. Предполагается, что проект храма мог разработать архитектор Пьетро Антонио Трезини и поручить его исполнение своему ученику Даниле Елчанинову[11], или план сочинил немецкий архитектор Теодор Швертфегер.
Храм, единственный образец архитектуры петровского барокко на Новгородчине, построен следующим образом: ядро композиции – восьмиугольник, прорезающий сильно вытянутый прямоугольный объем. Внутри образован восьмигранный, хорошо освещенный зал. Грани украшены пилястрами с лепными коринфскими капителями. Обращает внимание западный фасад с выпуклым очертанием стен и колоннами — наиболее характерными признаками барокко. Колокольня построена в начале XIX в. С алтарной частью она соединена продолговатой трапезной по принципу «корабля». У трапезной есть два боковых придела, за которыми расположены короткий трансепт и апсида.
Вокруг церкви находится кладбище. От дороги церковь была отделена старой кованой оградой, которую в 2014 году сдали в металлолом. Здание является объектом культурного наследия Новгородской области.
Храм был закрыт в 1930-х гг. Во время Великой Отечественной войны благодаря Псковской духовной миссии работа была возобновлена. После войны храм продолжил свою работу; согласно отчету Новгородской епархии за 1946 г., церковь в Коростыни была одной из двенадцати действовавших в Новгородском благочинии и – из 36 во всей епархии. В 1943 г. из Георгиевской церкви в Старой Руссе в храм был перенесен старинный иконостас, вернувшийся на прежнее место после войны.
Святыни
Главной святыней храма является список с иконы Старорусской Божьей Матери, сделанный с оригинала в 1877 г. и перенесенный из Тихвина год спустя.
Список отличается от оригинала тем, что в полях написаны лики святых: преп. Иоанн Лествичник; преп. муч. Параскева Пятница; преп. Мария Египетская; прор. Анна; новгородские святые преп. Варлаам Хутынский, Михаил Клопский, Антоний Римлянин; преп. Антоний Леохновский и Ефрем Перекопский.
По легенде, образ Старорусской Божьей Матери был перенесен из Ольвиополя в 1470 г. по просьбе греков, которые ожидали турецкого вторжения, был передан в Новгород князю Михаилу Олельковичу. В Старую Руссу икона попала за полгода до Шелонской битвы, а через сто лет была перенесена в Тихвин.
В 1961-1962 гг. в Новгородский музей-заповедник были переданы иконы XIX в.: «Воскресение — Сошествие во ад», «Свв. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов», «Св. Николай Чудотворец (Никола Зарайский), с житием». Прежде они находились в храме.
Периодически храму жертвуют иконы. В 2010 г. несколько жителей Санкт-Петербурга подарили храму образы Пресвятой Богородицы и Георгия Победоносца.